«Как живёшь?»
Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.
Как идёшь? Вот так! Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой. Как берёшь? Вот так! Тремя пальцами.
Как даёшь? Вот так! Раскрытой ладонью.
Как грозишь? Вот так! Указательным пальцем.
Ночью спишь? Вот так! Все пальцы сложить и положить на них голову.
Ждёшь обед? Вот так! Кулачок под щёки.
А шалишь? Вот так! Надуть щёки и ударить по ним ладошками.
«Дождик»
Пять весёлых капелек по земле стучат, Пять веселых капелек земле говорят:
Том-том-том- том!
Тим – тим – тим – тим!
Тик – тик – тик – тик!
Тип – тип – тип – тип!
Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно выполнять постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.
Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная
Красный листик, желтый
Листик… с указательного, к большому.
А потом давай считать: Поочередно загибают пальцы
Один, два, три, четыре, пять! на одной руке.
Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.
Пять!
Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)
Да веселая.
Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)
Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)
Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)
Питаются.
Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)
Качаются.
«Золушка»
Насыпаем фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
«Собери матрёшку»
Цель: научить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры.
Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.
Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.
«Нанизываем кольца»
• формировать умение нанизывать кольца на стержни;
• развивать глазомер;
• знакомить с цветом.
Пособия: пирамидки разных размеров.
«Колючий еж»
Цель: развитие мелкой моторики с помощью традиционных и нетрадиционных методов;
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош! (сжимание и разжимание пальчиков).
- Ребята, снегирь говорит мне, что маленькие ежата потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте поможем им и прицепим колючки. (Воспитатель предлагает подойти к столу и выполнить задание с прищепками). «Прицепим колючки ежатам». Молодцы, вы быстро справились с заданием. Поставьте ежат под елочку.
«Найди и назови животное»
Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.
«Умные шнурочки»
Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.
«Застегиваем и расстегиваем!»
Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений. Помощь в приобретении самостоятельности.
Оборудование: «рамочки» с застежками. Их можно купить, а можно сделать самому.
Нам необходима деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты различные замочки: тесемки, пуговицы, кнопки, молнии, крючки и петли, застежки из ремешков.
Показываем ребенку, как завязать бантик, или застегнуть пуговицу, втянуть шнурочек.
«Строим башню!»
Оборудование: кубики разных размеров.
Цель: формирование понятий "большой" - "маленький", большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький.
Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.
Вы можете играть в детской комнате на ковре, но желательно, чтобы ковер отличался по цвету от кубиков.
Берем одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, затем берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый.
Обычно, малыши берут самый большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни.
Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин.
Башню разбирают и малыш сможет самостоятельно повторить это занятие.
Эти же кубики можно выстраивать на полу: большой – самый маленький, самый маленький – большой.
«Коробочки и прищепки»
Оборудование: коробочки разных размеров и цветов, а так же прищепки разного цвета, желательно с объектами, например, животными.
Цель: научить малыша сортировать предметы по размер и цвету. Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.
Показываем малышу 3-5 коробочек разного цвета: желтую, красную, синюю, зеленую, … Рассказываем «сказку» о замечательных друзьях, которые любят жить в коробочках только своего цвета. Например, солнышко на синей прищепке любит домик синего цвета. Размещаем солнышко на место. Ребенок наблюдает и пробует выполнять сортировку самостоятельно. Кроме того, коробочки можно сортировать по размеру и по цвету.